Фильмы ужасов, достойные статуэтки «Оскар», стали выходить в прокат ещё в первой половине ХХ века. С тех пор их накопилось довольно много. Оказывается, даже работая в подобном жанре, вполне можно снять достойный фильм, получивший высшую кинонаграду. Большинство из эти лент вы, наверняка, уже видели.
Чужой
Производство | Великобритания, США / 1979 / 1 час 56 мин. / 16+ |
Жанр | ужасы, фантастика, триллер |
В ролях | Сигурни Уивер, Том Скеррит, Иэн Холм, Джон Хёрт, Гарри Дин Стэнтон, Вероника Картрайт, Яфет Котто, Боладжи Бадеджо, Хелен Хортон, Эдди Пауэлл |
Режиссёр | Ридли Скотт |
Сюжет | События ужастика переносят нас в далёкое будущее. Космический корабль везёт на Землю большой груз, но неожиданно получает сигнал с какой-то планеты. Экипаж решает разобраться, что происходит, и приземляется. Глазам астронавтов открываются огромные коконы непонятной природы. Этот прародитель будущей многочисленной саги о космических пришельцах способен напугать нешуточно. «Чужой» вскоре отметит полувековой юбилей, а снятая картинка до сих пор вызывает восхищение. В общем, получился шедевр на все времена, который в будущем захочется пересмотреть не один раз. Причём желательно брать полную режиссёрскую версию, так как экранная безбожно урезана. Удивительно, как кинематографистам в 70-ых годах удалось достигнуть столь впечатляющего эффекта, не имея под рукой современных возможностей компьютерной графики?! Приходилось делать заготовки из папье-маше, экспериментировать с освещением, менять ракурсы, шить сложные костюмы. Смонтированный «Ностромо» с мигающими лампочками и хаотически мелькающими на экране цифрами передаёт представления людей того времени о компьютерах. Сейчас это кажется немного наивно, но на то время было передовой технологией. А в сценах рождения Чужого актёры испытали настоящий неподдельный ужас из-за того, что режиссёр не предупредил о происходящем. |
Бюджет | $11 000 000 |
Сборы в мире | $99 932 689 |
Награды | «Оскар-1980»: победа в номинации «Лучшие визуальные эффекты»; номинация «Лучшие декорации». |
Оценки | Кинопоиск – 8,1 / IMDb – 8,5 |
Дракула
Производство | Великобритания, США / 1992 / 2 часа 08 мин. / 16+ |
Жанр | ужасы, фэнтези, мелодрама |
В ролях | Гари Олдман, Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс, Киану Ривз, Ричард Э. Грант, Кэри Элвес, Билл Кэмпбелл, Сэди Фрост, Том Уэйтс, Моника Беллуччи |
Режиссёр | Фрэнсис Форд Коппола |
Сюжет | Накануне свадьбы Джонатан вынужден оставить невесту и отправиться в Трансильванию. Его услуги потребовались графу Дракуле, желающему прикупить домишко в Лондоне. Завязка некоторым зрителям может показаться скучноватой, но просмотр хочется продолжить из-за целой плеяды голливудских знаменитостей. Вампиры в ленте выглядят довольно страстными. Атмосфера мрачности просто шикарная, выражаясь не только в картинке, но и костюмах. Сценарий написан очень грамотно, хотя и кринжа предостаточно. Действо слегка смахивает на театральную постановку. Удивительно, как герой Киану Ривза терпит всё, что происходит вокруг него, лишь бы продвинуться по карьерной лестнице как можно выше. Он абсолютно не задумывается, что скажет невеста, узнав о его проделках. Граф Дракула, несмотря на отрицательность персонажа, некоторыми своими действиями и репликами очаровывает полностью. Такая всепоглощающая любовь, которую испытывает герой, не может никого оставить равнодушным. Очень хочется надеяться, что финал превратится в настоящий хэппи-энд. |
Бюджет | $40 000 000 |
Сборы в мире | $215 862 692 |
Награды | «Оскар-1993»: победа в номинациях «Лучшие костюмы», «Лучший монтаж звука», «Лучший грим»; номинация «Лучшие декорации». |
Оценки | Кинопоиск – 7,8 / IMDb – 7,4 |
Омен
Производство | Великобритания, США / 1976 / 1 час 51 мин. / 18+ |
Жанр | ужасы, детектив |
В ролях | Грегори Пек, Ли Ремик, Дэвид Уорнер, Билли Уайтлоу, Харви Стивенс, Патрик Тротон, Мартин Бенсон, Роберт Ритти, Томми Дагган, Джон Страйд |
Режиссёр | Ричард Доннер |
Сюжет | Начало противостояния добра со злом было назначено на 6 часов 6.06. Именно в этот момент на свет появился сын Сатаны в обличье обычного младенца. Волею судьбы младенец с родимым пятном в виде трёх шестёрок попадает в семью дипломата. Роберт Торн не мог сообщить супруге, что их дитя родилось мёртвым, поэтому совершил подмену, усыновив чужого ребёнка и ничего не сказав об этом супруге. Первые 5 лет всё в семье идёт идеально. Но вдруг на праздновании дня рождения ребёнка няня совершает самоубийство прямо перед детьми. Далее жизнь родственников Дэмиена превращается в сущий ад. Сын Дьявола, появившийся на свет ценой жизни собственной матери, постоянно вызывает вокруг себя череду необъяснимых событий, в том числе и гибель сторонних людей. Трудно сказать, чего в ужастике больше – страха или мрачности. Что способно напугать в «Омене»? Ротвейлер со скалящимися зубами и несколько убийств далеко не самых главных персонажей. Антихрист в юном возрасте выглядит, конечно, зловеще. Но несколько скримеров не помешали бы любителям данного жанра насладиться выбросом адреналина в кровь. Особых спецэффектов в ленте вы не увидите, но атмосфера вселенского зла передана режиссёром и без этого практически идеально. Его имитация наблюдается во всём – в сильных порывах ветра, ударах молнии, скате автомобиля, отсечении головы и т.д. В этом и состоит ужасная магия Ада. |
Бюджет | $2 800 000 |
Сборы в США | $60 922 980 |
Награды | «Оскар-1977»: победа в номинации «Лучший оригинальный саундтрек»; номинация «Лучшая песня» (Ave Satani). |
Оценки | Кинопоиск – 7,6 / IMDb – 7,5 |
Муха
Производство | США / 1986 / 1 час 36 мин. / 16+ |
Жанр | ужасы, фантастика, драма |
В ролях | Джефф Голдблюм, Джина Дэвис, Джон Гец, Джой Баушел, Лесли Карлсон, Джордж Чувало, Майкл Коупмен, Дэвид Кроненберг, Кэрол Лазар, Шон Хьюит |
Режиссёр | Дэвид Кроненберг |
Сюжет | Сет Брандл самозабвенно экспериментирует с телепортацией. Добившись положительных успехов в перемещении обычных предметов, учёный решает попробовать подвигать живых существ. Вначале телепортирует обезьяну, после чего хочет самолично стать подопытным кроликом. Всё прошло бы удачно, если бы в барокамеру вместе с мужчиной случайно не попала муха. Подобное непредвиденное обстоятельство изменило Сета до неузнаваемости. Из человека он превратился в совершенно другое существо. Весь ужас состоит в том, что мужчина стал зацикленным на собственной плоти, которую ранее незаслуженно игнорировал. На фоне конкретной страшилки неожиданно развивается любовная линия с неизменным в этом деле треугольником. Только после эксперимента Брэндл обратил свой взор в сторону женской половины человечества. Финал истории навевает грустные мысли, что все мы когда-нибудь потеряем собственный облик, породнившись с нечеловеческими объектами. |
Бюджет | $15 000 000 |
Сборы в мире | $60 629 159 |
Награды | «Оскар-1987»: победа в номинации «Лучший грим». |
Оценки | Кинопоиск – 7,3 / IMDb – 7,6 |
Челюсти
Производство | США / 1975 / 2 часа 04 мин. / 16+ |
Жанр | триллер, ужасы, приключения |
В ролях | Рой Шайдер, Роберт Шоу, Ричард Дрейфусс, Лоррэйн Гари, Мюррэй Хэмилтон, Карл Готтлиб, Джефри Крамер, Сьюзэн Бэклайни, Джонатан Филли, Тед Гроссман |
Режиссёр | Стивен Спилберг |
Сюжет | Пять дней перевернули жизнь острова Эмити с ног на голову. Никому и в голову не могло прийти, что в курортном городке могут случиться настолько трагические события. Всё началось с того, что полицейские наткнулись на берегу на тело девушки. Бедняжка стала жертвой огромной акулы, непонятно откуда взявшейся на побережье. Но это было только начало. Количество жертв с каждым днём стало резко увеличиваться. В дело пришлось вмешаться рыбаку Квинту. Участник Второй мировой на собственном судне отправляется на поимку акулы-людоеда, прихватив с собой двух помощников. Несмотря на слабенькие технологии 70-ых, ужастику удаётся поразить визуальной картинкой наземных пейзажей и подводной съёмкой. Естественно, вместо живой акулы использовали аниматронику, но выглядит всё довольно натурально. Большая часть событий происходит на суше, но пугалок всё равно предостаточно. Акула-убийца наводит ужас от одной мысли об её нахождении в непосредственной близости. Она, как маньяк, действует тихо под покровом тьмы и практически никогда не выходит на свет. |
Бюджет | $7 000 000 |
Сборы в мире | $470 653 000 |
Награды | «Оскар-1976»: победа в номинациях «Лучший звук», «Лучший монтаж», «Лучший оригинальный саундтрек»; номинация «Лучший фильм». |
Оценки | Кинопоиск – 7,3 / IMDb – 8,1 |
Американский оборотень в Лондоне
Производство | Великобритания, США / 1981 / 1 час 37 мин. / 18+ |
Жанр | ужасы, комедия |
В ролях | Дэвид Нотон, Дженни Агаттер, Гриффин Данн, Джон Вудвайн, Дэвид Скофилд, Брайан Гловер, Лила Кэй, Фрэнк Оз, Джо Белчер, Рик Майял |
Режиссёр | Джон Лэндис |
Сюжет | Американские туристы неосторожно сошли с трассы во время лунной ночи и жестоко за это поплатились. Мало того, что пережили настоящий кошмар, так ещё и потеряли человеческое обличье. Один превратился в оборотня, другой стал призраком. Оказалось, что пешие прогулки по глубинке Англии чреваты непредсказуемыми последствиями. Деревенька, в которую попали Дэвид и Джон, довольно подозрительная. Местные жители неодобрительно относятся к чужакам. Сами, правда, и пальцем не тронули, но монстра на туристов из-за океана натравили. Чтобы придумать и воплотить в реальность грим для перехода Дэвида из состояния человека в волка, потребовалось работать, не покладая рук, несколько месяцев кряду. В итоге чудовище всего 7 секунд продефилировало на экране. Правда, этого оказалось достаточно, чтобы отхватить престижную золотую статуэтку, а зрители пережили довольно неприятные моменты, наблюдая за подобной трансформацией. |
Бюджет | $10 000 000 |
Сборы в мире | $30 565 292 |
Награды | «Оскар-1982»: победа в номинации «Лучший грим». |
Оценки | Кинопоиск – 6,9 / IMDb – 7,5 |
Доктор Джекилл и мистер Хайд
Производство | США / 1931 / 1 час 38 мин. / 16+ |
Жанр | ужасы, фантастика |
В ролях | Фредрик Марч, Мириам Хопкинс, Роуз Хобарт, Холмс Херберт, Хэллиуэлл Хоббс, Эдгар Нортон, Темпе Пиготт, Роберт Эдейр, Гарри Адамс, Уильям Бегг |
Режиссёр | Рубен Мамулян |
Сюжет | Молодой учёный уверен, что внутри каждого человека воюют две сущности – Добро и Зло. И если бы можно было из единого клубка вычленить всё плохое, то хорошее поднялось бы на новую ступень в развитии. Одни воспринимают подобные мысли с энтузиазмом, другие, слушая лекции мужчины, крутят пальцем у виска. Джекилл продолжает свои эксперименты, создав микстуру, которая превращает его в настоящего монстра, высвободив как раз нехорошую сущность натуры. Фильм снят почти сотню лет назад, а впечатляет зрителя до сих пор. Конечно, грим соответствует уровню того далёкого времени, но техническая сторона съёмок достойна наивысших похвал. Фредериху Марчу, ставшему после этой роли оскароносцем, идеально удалось отыграть оба персонажа, находящиеся внутри одного и того же человека. Причём актёр сделал их практически не похожими друг на друга. Жаль только, что эксперимент учёного провалился. Когда он вычленил из себя всё зло, сам от этого не стал лучшей версией человека, оставшись таким же мелочным эгоистом, каким был до этого. |
Бюджет | $535 000 |
Награды | «Оскар-1932»: победа в номинации «Лучшая мужская роль» (Фредрик Марч); номинации «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая работа оператора». |
Оценки | Кинопоиск – 7,5 / IMDb – 7,6 |
Ребёнок Розмари
Производство | США / 1968 / 2 часа 17 мин. / 16+ |
Жанр | ужасы, драма, детектив, триллер |
В ролях | Миа Фэрроу, Джон Кассаветис, Рут Гордон, Сидни Блэкмер, Морис Эванс, Ральф Беллами, Виктория Ветри, Пэтси Келли, Илайша Кук мл., Эммалин Хенри |
Режиссёр | Роман Полански |
Сюжет | После переезда на новое место жительства Розмари и Гай знакомятся с соседями Минни и Романом. Старожилы как-то слишком навязчиво предлагают паре свою дружбу. Однажды Розмари проснулась от страшного видения. Ей привиделось, что Гай во время путешествия на яхте превратился в монстра и изнасиловал её. Сон не прошёл даром – девушка почувствовала вскоре, что носит под сердцем малыша. Дальнейший ход событий навевает беременной женщине мысль, что их новые друзья являются приверженцами культа Сатаны. К сожалению, печальная участь младенца, который никому не нужен кроме матери, уже предрешена. И немудрено, ведь бедняжку-маму закармливают дьявольской едой. Будущий отец мечется в терзаниях, не желая брать на себя груз ответственности. Вряд ли современные зрители смогут испугаться фишкам образца 1968 года, но от этого культовый ужастик не становится менее увлекательным. |
Бюджет | $3 200 000 |
Сборы в США | $33 395 426 |
Награды | «Оскар-1969»: победа в номинации «Лучшая женская роль второго плана» (Рут Гордон); номинация «Лучший адаптированный сценарий». |
Оценки | Кинопоиск – 7,7 / IMDb – 8,0 |
Изгоняющий дьявола
Производство | США / 1973 / 2 часа 02 мин. / 18+ |
Жанр | ужасы |
В ролях | Эллен Бёрстин, Макс фон Сюдов, Линда Блэр, Ли Дж. Кобб, Джейсон Миллер, Китти Уинн, Джек МакГоурэн, Реверенд Уильям О’Мэлли, Бартон Хейман, Питер Мастерсон |
Режиссёр | Уильям Фридкин |
Сюжет | Психиатры ничем не могут помочь известной актрисе, у которой с дочерью творится что-то невероятное. Диагноз девочке никто из врачей не может выставить. Женщина в отчаянии обратилась к священнику, и тот заверил, что в ребёнка вселился дьявол. У 12-летней Риган случаются непонятные приступы. Она то говорит мужским голосом, то взбирается на потолок. В общем, действо перестаёт быть томным и очень хочется узнать развязку. |
Бюджет | $12 000 000 |
Сборы в мире | $329 017 945 |
Награды | «Оскар-1974»: победа в номинациях «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший звук»; номинации: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» (Эллен Бёрстин), «Лучшая мужская роль второго плана» (Джейсон Миллер), «Лучшая женская роль второго плана» (Линда Блэр), «Лучший режиссёр» (Уильям Фридкин), «Лучшая работа оператора», «Лучшие декорации», «Лучший монтаж». |
Оценки | Кинопоиск – 7,7 / IMDb – 8,1 |
Чужие
Производство | Великобритания, США / 1986 / 2 часа 17 мин. / 16+ |
Жанр | ужасы, фантастика, боевик, триллер, приключения |
В ролях | Сигурни Уивер, Майкл Бин, Кэрри Хенн, Пол Райзер, Лэнс Хенриксен, Билл Пэкстон, Уильям Хоуп, Дженетт Голдстин, Эл Мэтьюз, Марк Ролстон |
Режиссёр | Джеймс Кэмерон |
Сюжет | С момента триумфа фильма «Чужой» прошло 7 лет, и на экраны вышло продолжение приключений Эллен Рипли. Действо развивается спустя 57 лет. Схватка с ксеноморфом в «Чужом» привела к тому, что девушка осталась одной из выживших. Всё это время она пребывала в анабиозе. Теперь ей предстоит отправиться на поиски колонистов на планету, где впервые был обнаружен Чужой. Рипли с новым космическим составом отбывает туда, где ей пришлось пережить столько ужасных минут. Вторая часть пестрит отсылками к первой, даже фото на экране показывают со старым экипажем. В ожидании ужаса зритель больше готовится к боевику со взрывами и смертями морпехов. Враг оказался неизведанным и готовым убивать направо и налево. Существа с кислотой вместо крови поражают своей суровостью. Они кажутся непобедимыми с помощью арсенала, присутствующего у людей. Так что наши герои должны, в первую очередь, позаботиться о собственной способности к выживанию. Пришельцев слишком много. Они продолжают лакомиться людьми и использовать их в качестве инкубатора для выведения новых особей. Полный мрак. |
Бюджет | $18 500 000 |
Сборы в мире | $131 060 248 |
Награды | «Оскар-1987»: победа в номинациях «Лучший монтаж звука», «Лучшие визуальные эффекты»; номинации «Лучшая женская роль» (Сигурни Уивер), «Лучшие декорации», «Лучший звук», «Лучший монтаж», «Лучший оригинальный саундтрек» |
Оценки | Кинопоиск – 8,1 / IMDb – 8,4 |
Мизери
Производство | США / 1990 / 1 час 47 мин. / 16+ |
Жанр | ужасы, триллер, драма |
В ролях | Джеймс Каан, Кэти Бейтс, Ричард Фарнсуорт, Фрэнсис Стернхаген, Лорен Бэколл, Грэм Джарвис, Джерри Поттер, Томас Брюнелль, Джун Кристофер, Джули Пэйн |
Режиссёр | Роб Райнер |
Сюжет | Пол Шелдон очнулся в незнакомом доме. Хозяйку Энни Вилкс он не знает. Женщина рассказала, что бедняга попал в горах на машине в ДТП, а она его спасла от неминуемой гибели. Поскольку Энни является фанаткой романов писателя, то решила оставить мужчину при себе. В этом фильме нет выдуманных монстров и потусторонней отсебятины. Но, оказывается, реальность вполне может быть ещё более ужасной, чем выдумка. Хоррор построен на неадекватных действиях медсестры и метаниях главного героя между благодарностью женщине за спасение и желанием, чтобы она поскорее умерла. По ходу развития сюжета становится понятно, что Вилкс не просто садистка – она безумна. Деревенская простушка за секунду перевоплощается в особу со стеклянными глазами, устраивающую сумасшедшие истерики. В ужастике достаточно скримеров и жестоких сцен, так что скучно во время просмотра не будет. |
Бюджет | $20 000 000 |
Сборы в США | $61 276 872 |
Награды | «Оскар-1991»: победа в номинации «Лучшая женская роль» (Кэти Бейтс). |
Оценки | Кинопоиск – 7,8 / IMDb – 7,8 |
Сонная Лощина
Производство | США, Германия / 1999 / 1 час 45 мин. / 16+ |
Жанр | триллер, фэнтези, ужасы, детектив |
В ролях | Джонни Депп, Кристина Риччи, Миранда Ричардсон, Кристофер Уокен, Майкл Гэмбон, Каспер Ван Дин, Джеффри Джонс, Ричард Гриффитс, Кристофер Ли, Иен Макдермид |
Режиссёр | Тим Бёртон |
Сюжет | На дворе 1799 год. Констебль получает задание провести расследование в небольшом городке Сонная лощина, где проходят загадочные убийства. Местные уверены, что все люди стали жертвами всадника без головы, орудующего мечом. У всех жертв отсечены головы. Икабода Крэйн приезжает на место и убеждается в этом воочию. Мужчина понемногу уверяется в мысли, что источник всех убийств находится на том свете, и без нечисти в этом деле не обошлось. Смельчаки пытались расстрелять всадника без головы, но пули на него не действуют. Персонажей в ужастике предостаточно. Можно даже запутаться в их именах. Хоррор обладает элементами детектива, поэтому присутствуют улики, а зрители наблюдают за течением расследования. Готический герой слегка не тянет на положительного персонажа. Слишком уж он резкий и непредсказуемый. Готика и мистика присутствуют на достаточном уровне. Призраки заполоняют Нью-Йорк, укрывая всё вокруг тяжёлым слоем тумана. |
Бюджет | $100 000 000 |
Сборы в мире | $206 071 502 |
Награды | «Оскар-2000»: победа в номинации «Лучшие декорации»; номинации «Лучшая работа оператора», «Лучшие костюмы». |
Оценки | Кинопоиск – 7,9 / IMDb – 7,3 |
Прочь
Производство | США, Япония / 2017 / 1 час 44 мин. / 18+ |
Жанр | ужасы, триллер, детектив |
В ролях | Дэниэл Калуя, Эллисон Уильямс, Кэтрин Кинер, Брэдли Уитфорд, Калеб Лэндри Джонс, Маркус Хендерсон, Бетти Гэбриел, Лакит Стэнфилд, Стивен Рут, Лил Рел Ховери |
Режиссёр | Джордан Пил |
Сюжет | Нью-йоркскому фотографу боязно ехать знакомиться с родителями своей невесты. Мало того, что люди довольно зажиточные, так ещё и цвет кожи у них белый, в отличие от нашего героя. Но делать нечего, влюблённые приезжают в шикарный особняк, где всегда тихо, спокойно и чопорно. Как раз в это время родители девушки устроили ежегодную встречу с друзьями. Крису не понравилось поведение гостей, и он долго не мог понять, чем оно спровоцировано. Первая половина ленты снята ровно, без каких-либо эксцессов. Но затем потихоньку накапливаются события, значимость которых трудно переоценить. Ужас и безнадёга овладевают фанатами жанра ужасов ближе к финалу. Триллер, основанный на идее расизма, впечатляет до глубины души. |
Бюджет | $4 500 000 |
Сборы в мире | $255 407 969 |
Награды | «Оскар-2018»: победа в номинации «Лучший сценарий»; номинации «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль» (Дэниэл Калуя), «Лучший режиссёр» (Джордан Пил). |
Оценки | Кинопоиск – 7,1 / IMDb – 7,7 |
Напишите, что Вы думаете о статье «Фильмы ужасов, получившие “Оскар”»