Старинный район Занеглименье (ныне Хамовники) располагался на северо-запад от Кремля. О церкви Чертолье есть упоминания уже в XIV веке. Её ещё называли церковью у больших конюшен. Храм Антипы неоднократно перестраивался в последующие столетия, так что от каменной застройки XVI века мало что сохранилось.
История
Каменный храм появился во второй половине XVI века. Колымажный двор располагался с западной стены здания. А рядом с церковью Антипия был ещё один храм Иоанна Предтечи, который разобрали в XVIII веке.
Ходят слухи, что именно в храме священномученика венчался Иван Грозный с одной из жён, а в покоях царя пребывал зуб Антипы в серебряной оправе.
Было время, когда участок Петра Скуратова примыкал к церкви. По-видимому, стольник жертвовал немало денег на храм, так как именно здесь располагался семейный склеп семьи, где захоронены несколько поколений семейства.
Великий московский пожар 1737 года не пощадил религиозное здание. Поэтому спустя 2 года пришлось разобрать придел Николая Чудотворца, соорудив на его месте новый. Ещё через 2 года строительство было завершено, а придел освятили. Через 41 год вновь решили обновить храм, добавив дополнительно придел великомученицы Екатерины.
В 1830 году пришло время закрытия Колымажного двора. Вначале это место использовали как школу обучения верховой езде. А со временем здесь организовали пересыльную тюрьму, которую впоследствии передислоцировали в Бутырку.
Жаркие споры сопровождали открытие здесь Музея изобразительных искусств. Но другой такой удобной площадки в центре Москвы просто не нашлось.
Наше время
В 1922-ом новоназначенного отца Илью арестовали, обвинив в укрывательстве церковных ценностей. Вначале его выслали, а в 1937-ом расстреляли.
Храм закрыли, запретив проводить службы в 1929 году. Вначале хотели отдать помещения неофилологической библиотеке, но позже открыли курсы художников революции. Было время, когда здесь жили рабочие, а ещё функционировал отдел, реставрирующий ткани, и склад.
Уже после войны в 50-ых годах зачем-то снесли купол и разрушили придел Николая Угодника, сбросив кресты. Через дырявые купола зияли облака. В общем, историческая памятка имела жалкий вид.
К 1968 году власти спохватились и поручили Льву Давиду провести реставрационные работы. Архитектор имел намерения оставить лишь самую древнюю часть храма, сохранившуюся с XVI века, а наслоения последующих столетий убрать. С подобным планом не согласилось руководство Музея изобразительных искусств, ведь в этом случае им было бы негде хранить экспонаты.
В северном приделе можно увидеть оригинальную стенопись, чудом сохранившуюся до наших дней.
Давид не успокоился и в 1975 году документально обосновал необходимость реконструкции в первоначальных пределах, сравнив храм с другими культовыми сооружениями образца XVI века.
Только к 1983 году завершились работы по трём основным объёмам храма. До купола тогда руки не дошли. В 1990-ом отреставрировали фасады, но придел Григория Декаполита ещё оставался без главы.
В 2005 году состоялась передача храма в ведомство РПЦ, и начались активные работы по его восстановлению.
Напишите, что Вы думаете о статье «Храм Антипия Пергамского на Колымажном дворе в Москве»