Старообрядческие храмы в Москве way2day.com
way2day.com

После церковной реформы 50-60-ых г. XVII в. образовалось религиозное течение, которое получило название старообрядчество или древлеправославие. Его представители отвергали предложенные патриархом Никоном изменения, за что подвергались гонениям и казням. Раскол Русской церкви продолжался до XX в. Однако постепенно отношение к старообрядцам со стороны государственной и духовной власти становилось более терпимым. Снимались определённые ограничения для представителей «старой» церкви, появлялись их общины, возводились храмы по всей России. Строились старообрядческие церкви и в Москве. Сегодня сохранились некоторые из них.

Храмы Рогожской старообрядческой общины

Эта община существует уже более 250 лет — с 1771-го, когда на территории за Рогожской заставой было основано кладбище для захоронения старообрядцев — жертв чумы в Москве. За большой вклад, который внесли старообрядцы в борьбу с этой напастью, Екатерина Великая разрешила возвести здесь два храма. Сегодня это место носит название Рогожский посёлок. Всего община включает три религиозных сооружения:

  • Собор Покрова Богородицы — построен в 1790-1792-ых, архитектура выдержана в классическом стиле, знаменит богатейшим собранием уникальных икон, имеет два придела, посвящённых Николе Чудотворцу (северный) и Сергию Радонежскому (южный);Покровский храм.
  • Церковь Рождества Христова — построена в 1804 году, имеет уникальную архитектуру представляющую сочетание классицизма и русской готики;Церковь Рождества Христова.
  • Храм-колокольню Воскресения Христа — возведён в 1906-1912 годах, считается одним из самых необычных религиозных сооружений столицы, его высота около 64 м.

Храм-колокольня Воскресения Христа.

Религиозные сооружения Рогожской общины не миновала печальная участь многих церквей, пострадавших после революции. С колокольни были сброшены колокола, храмы были наполовину разрушены и закрыты. Только в 1993-м здания общины стали возвращать Церкви.

На территории Рогожского — духовного центра старообрядчества — расположены, помимо церквей, административные здания, духовное училище и дом причта.

Сегодня в храмах ждут прихожан на службы каждый день. Утром в 07:30, вечером в 14:00.

Храм у Тверской заставы

Год начала строительства церкви, впоследствии освящённой в честь Николы Чудотворца, — 1914. Архитектура здания выдержана в стиле раннего новгородского зодчества. Внутри храм бесстолпный. Имеет шатровую колокольню, внешний вид которой также воспроизводит архитектуру новгородских звонниц.

В годы после ВОВ в стенах храма была устроена художественная мастерская. Он был возвращён старообрядческой общине в 1992-м. В 2010-м церковь была отреставрирована. Древних реликвий храм не имеет. Самая старинная — икона с изображением ликов святых Зосимы и Савватия, написанная в XIX веке.

Богослужения в храме, расположенном по адресу: ул. Бутырский Вал, 8/3 (Метро Белорусская), проходят в воскресение и праздничные дни. Утром начинаются в 7:30, вечером — в 15:00.

Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы.

Собор Николы Чудотворца 

На месте, где и сегодня располагается этот храм — Лефортовский переулок, дом 8 — издавна существовала молельня старообрядцев. Для возведения каменной церкви в начале XX века здесь был выделен участок земли. Реализацией проекта в неорусском стиле занимался известный архитектор Н. Мартьянов, который создал не одно  религиозное сооружение для старообрядцев в Московской губернии.

Заложение храма состоялось в 1911 году. Работы по его возведению завершилось в 1912-м.

В советский период церковь не избежала участи многих религиозных сооружений. К XXI веку здание сохранилось не в лучшем виде. Колокольня и купола отсутствовали — они были разобраны. А внутри здания находились типография и офисные помещения.

В настоящее время сооружение передано Старообрядческой Церкви. Его опекает Никольская община. Богослужения проходят в воскресение и праздничные дни — в 8:00 и 17:00 часов.

Собор Николы Чудотворца в Лефортовском переулке.

Храм Покрова Богородицы

Месторасположение религиозного сооружения — Турчанинов переулок, 4с1. Когда-то это владение находилось в собственности купца-старообрядца П. Рябушинского. Он пожертвовал его под сооружение храма, закладка которого состоялась в августе 1907-го. По прошествии года произошло поднятие крестов и освящение церкви в честь Покрова Богородицы.

Храм имеет одну главу в форме низкой луковицы, звонницу. Особенности его внешнего оформления — кирпичный орнамент здания и изящный кружевной медный убор на фасаде. С левой стороны находится небольшой по площади боковой придел, освящённый во имя Николы Чудотворца. Он соединен с основным зданием открытой аркой.

В советское время храм был закрыт. Уникальные иконы, пожертвованные ему из коллекции Рябушинского, были переданы Третьяковской галерее.

В 1992-м церковь была передана образованной Остоженской старообрядческой общине. А в 1999-м произошло значимое для всех старообрядцев Москвы событие — храм был вторично освящён в честь Сретения чудотворного образа Богородицы Владимирской.  В тот период он стал третьим по счёту действующим храмом столицы для представителей старообрядческой общины.

В воскресные дни и большие праздники в церкви проводятся службы — в 07:30 и 14:00.

Храм Покрова Богородицы.

Покрово-Успенская церковь 

Адрес религиозного сооружения — Малый Гавриков переулок, 29. Оно было возведено в 1911 году. Церковь построена не месте молитвенного дома, существовавшего с конца XVIII века. Он был передан общине старообрядцев купцом Шибаевым.

Храм необычной конструкции и архитектуры, представляющий собой уникальный памятник неорусского модерна, был создан двухэтажным. Нижнее помещение называлось Успенским и предназначалось для проведения служб в будние дни. Верхний этаж — это Покровский храм для совершения праздничных служб. Это более обширное в сравнении с нижним помещение, вмещающее до 1000 человек.

Особенность храма — при его сооружении применялась новая для того времени технология железобетонных конструкций. Над его папертью располагалась звонница, для отделки церкви использовался белый кирпич, а для куполов и шатра колокольни — черепица из майолики золотого цвета. Фасад был оформлен с применением изразцов и росписи.

Внутренне убранство храма также было незаурядным. В верхнем помещении присутствовал художественного исполнения бронзовый иконостас, вмещающий 50 древних икон, резные клиросы из дуба, золоченая утварь.

В 1933-м храм был закрыт. Он был возвращён верующим лишь в 2017-м. Сегодня здесь совершаются службы по воскресеньям и праздничным дням в 07:30 и 15:00.

Покрово-Успенская церковь. 

Покровский собор

Адрес религиозного сооружения — Новокузнецкая улица, 38. Храм, архитектура которого выдержана в русско-византийском стиле, был освящён в сентябре 1910-го.

После революции он был закрыт. За годы пока в здании размещались различные учреждения, полностью исчезла роспись стен, был убран крест, заложены кирпичом проёмы в колокольне. К тому времени, как храм был вновь возвращён старообрядческой общине, а случилось это в 1990-м, частично сохранились только некоторые детали оформления ограды и деревянных врат.

Вновь действует с 1991-го.

Московский старообрядческий собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Крестовоздвиженская церковь Преображенской общины

Эта старообрядческая община также как и Рогожская ведёт свою историю с 1771-го. Тогда во время чумы старообрядцам-беспоповцам разрешили устроить кладбище за Преображенской заставой.

Храм Воздвижения Креста Господня был сооружен здесь в 1811-м году. 

Архитектура это религиозного сооружения похожа на здания православных церквей, но в ней отсутствует алтарная абсида.

Примечательно, что Крестовоздвиженский храм, находящийся по адресу ул. Преображенский вал, 17, никогда ни закрывался.

Храм Воздвижения Креста Господня.

Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы

Это религиозное сооружение возведено в 1907-1908 годах. Оно не особо известно, но считается одним из самых необычных и красивых храмов Москвы. Стиль напоминает архитектуру древних новгородских и псковских храмов XVI века с элементами, характерными для северных поморских церквей.

Здание имеет колокольню под двускатной кровлей, украшенную ангелами, отделано с использованием гранита, кирпича и майолики. Последняя особенно красиво смотрится на фронтоне колокольне.

Дубовый иконостас внутри церкви украшают древние иконы в большом количестве. Цветные стёкла в окнах придают внутреннему интерьеру особое очарование. Вместимость религиозного сооружения — 500 человек.

Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы.

Храм закрыли в 1930-м. Были изъяты колокола, утварь, мебель, кресты. Около 70 икон XVI—XVIII веков были переданы на склады музейного фонда.

Храм вернули старообрядческой общине в 1992-м. Его адрес: Токмаков пер., д. 17 стр. 4.

Напишите, что Вы думаете о статье «Старообрядческие храмы в Москве»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам может быть интересно

Соборная мечеть в Москве
Подробнее

Соборная мечеть в Москве

На этом месте ещё в самом начале ХХ века была возведена мечеть. Но чуть более чем сотню лет…
Храм Вооруженных сил в Москве
Подробнее

Храм Вооруженных сил в Москве

Православный Патриарший собор был возведён, чтобы восславить 75-летие Победы в Великой Отечественной войне и все остальные удачные сражения…
Храмы "Всецарицы" в Москве
Подробнее

Храмы “Всецарицы” в Москве

Икона «Всецарица» отличается тем, что способна исцелять от онкологических заболеваний. Сама она пребывает в греческом Афоне. Её написали…
Храмы Святой Татьяны в Москве
Подробнее

Храмы Святой Татьяны в Москве

Святая Татьяна или Татиана Римская жила в III веке и с самого детства воспитывалась в христианской вере. За…
Косма и Дамиан.
Подробнее

Храмы Космы и Дамиана в Москве

Косма и Дамиан — братья по крови, воспитанные в христианской вере, всю жизнь свою творившие добро и жившие…
Храмы Петра и Февронии в Москве
Подробнее

Храмы Петра и Февронии в Москве

День 8 июля — торжество, посвящённое семейным отношениям, любви и верности. Известно оно не только истово верующим, которые…
Армянский храм в Москве
Подробнее

Армянский храм в Москве

Армянская церковь — это одна из ветвей христианства, полностью автономная и имеющая массу отличий в отправлении обрядов и…