Узнать всё о российской истории и культуре можно, посетив Государственный исторический музей. Расположен он в самом сердце столицы – на Красной площади. Само здание поражает уникальностью архитектуры, и экспонаты ГИМ не менее оригинальны и удивительны.
История создания ГИМ
Александр II подписал указ о создании музея, в котором будут собираться все исторические артефакты прошлого и настоящего, назвав его в честь своего сына Александра Александровича. Над концепцией работали известные учёные-историки. В ходе создания Устава музея велись отчаянные словесные баталии, следует ли наполнить его экспонатами доблестной военной славы или же показывать дополнительно жизнь и быт предков и современников.
Спонсоры собрали 150 тыс. рублей, ещё 200 тысяч выделили из казны. Поскольку строительство обошлось в 1,25 млн.руб., пришлось брать в банке ссуду, которую удалось погасить только спустя 28 лет.
Вначале планировалось возвести новое здание у кремлёвской стены, где сейчас находится Мавзолей. Но затем была снесена Главная аптека. Такое решение приняла Московская городская дума. Помещение возрастом в 200 лет тоже было историческим. Когда-то в нём располагалась ратуша. Получается, что ради сохранения истории снесли ценный артефакт.
Историки Уваров с Забелиным планировали начать экспозицию с языческих богов, затем постепенно перейти к христианству. Но в итоге пришлось сделать акцент на укреплении самодержавия. Так что в парадном на входе разместили 68 портретов членов императорской семьи.
Строительство
За работу взялись пейзажист по профессии В.Шервуд и военный инженер А.Семёнов. Здание получилось неправильной прямоугольной формы. Архитектор целых 4 раза переделывал чертежи фасада и самолично делал зарисовки элементов отделки каждого из залов. Инженер следил за оборудованием технических помещений. Строительная площадка обладала уклоном в сторону Неглинки, была угроза затопления подземными водами. Так что пришлось укреплять землю под основанием дубовыми лежнями, бутом и цементом.
Первый камень был заложен самим царём. Когда деньги закончились, пришлось сделать 3-летнюю паузу в строительстве. Перед коронацией Александра III работы по кирпичной кладке 260 каменщиками возобновились.
Оформление
Шервуд сознательно отошёл от канонов римской площади, привнеся в архитектуру элементы древнерусского зодчества. Получился органичный ансамбль с Покровским собором. Это не уберегло архитектора от обвинений в том, что строит «что-то нерусское», поэтому в 1879 году он был отстранён от должности, хотя уже успел разработать проекты интерьеров залов.
Но воплотили в жизнь идеи другого архитектора Александра Попова. Получилось 47 залов, архитектура каждого из них символизировала определённую эпоху. В расстановке залов соблюдался принцип кольцевой анфилады. Центральным считался Византийский зал. Отдельным шедевром можно назвать Парадные сени.
Шервуд разработал витрины со стеклом для демонстрации экспонатов и закрытой нижней частью для их хранения. Заслуга Попова – окна с переплётами высокой художественной ценности.
Шпили были украшены фигурами львов, орлов и единорогов. Орлы были спроектированы так, что оборачивались лицом к ветру, хотя обычные флюгеры делают наоборот.
Когда Попов умер, Семёнов также отказался от работы. Поэтому внутренней отделкой опекались Н. Никитин и П. Бойцов. А оформлять залы было доверено художникам Васнецову, Серову, Айвазовскому, Репину и др.
Александр III передал председательство музеем своему младшему брату Сергею, а реальное управление было поручено графу Уварову. Его браслет является экспонатом №1. К сожалению, он проработал на этой должности всего год. После его кончины бразды практического правления взял на себя Алексей Орешников, которому удалось продержаться в музее целых 45 лет.
Работа музея
Когда экспонатов накопилось огромное количество, встала необходимость решения вопроса с запасниками. Планировалось передать музею здание Думы, расположенное по соседству, но началась Первая мировая война.
После революции 1917 года агрессивно настроенные солдаты и матросы несколько раз порывались уничтожить «поганые черепки». Ленину пришлось издавать указ о сохранении здания и экспонатов, чтобы оградить помещение от нападок.
После переименования в Музей быта в 1921 году создали комиссию по утилизации экспонатов во главе с Троцким. Но вместо этого ГИМ только расширил свои коллекции, пополнившиеся за счёт конфискованных у богатых людей ценностей.
С 1928 года работников музея обязали проводить деятельность, связанную с идеологической пропагандой. Все ценные экспонаты из ликвидированных музеев передавались сюда.
Коммунисты решили снять позолоченные скульптуры со шпилей и пустить их на переплавку. Только фигуры львов и единорогов сотрудникам удалось припрятать. Парадные сени были переделаны. Залы, посвящённые царскому периоду, расформированы. Генеалогическое древо императоров забелили. Позолота и лепнина в некоторых залах поддались варварскому разрушению. Архитектору Андрею Бурову и художнику Льву Жегину было дано указание переделать стены, максимально упростив оформление.
После нападения нацисткой Германии на СССР директору музея поступил приказ собрать самые ценные экземпляры и отправить в эвакуацию в Костанай. Сам музей не прекращал работать, продолжая открывать экспозиции, посвящённые материалам с фронтов.
После войны открыли дополнительно экспозиции на 2 этаже. К 80-ых годам ХХ века столетнее здание стало потихоньку разрушаться. В музее постоянно прорывали трубы, фундамент оседал, а стены трескались. В 1986 году приступили к реконструкции здания и восстановления его залов в прежнем виде, до 30-ых годов. Работы завершились только в 2002 году.
В бывшем малом дворе сделали новый вход, выходящий на Воскресенские ворота. Здесь установили скульптуры всех причастных к музею людей, а самых крупных спонсоров увековечили на мемориальных досках.
В 1991-ом в распоряжение ГИМа поступил собор Василия Блаженного. Всего в состав музея входят 10 исторических культурных объектов.
Через 6 лет на башни вернули орлов, сделав копии уничтоженных советской властью. А в 2003-м своё законное место заняли львы и единороги. Вход в музей снова открыли через Парадные сени.
С 2007 года посетители могут побывать во всех 40 залах ГИМ, ознакомившись с экспозициями от древних времён до начала ХХ века.
Как добраться
Музей находится прямо на Красной площади. Во время экскурсии можно ознакомиться с его многочисленными экспозициями. Время работы с 10 до 21 часа.
Напишите, что Вы думаете о статье «Государственный исторический музей»